Публикации

Интервью

✍🏻Мне посчастливилось поговорить с поистине мудрой, богатой душой, и просто прекрасной женщиной Еленой Гришиной. Не листайте вниз, остановитесь на несколько минут. Прочтите нашу беседу. Это действительно то, чему стоит уделить свое внимание! ✍🏻

☀Гришина Елена Владимировна, 42 года, Люберцы. 📝📒

☀Танцовщица, хореограф, основатель Школы индийского и восточного танца «Саргам» , модельер — конструктор, портной, дизайнер, фотограф, видеооператор, PR менеджер, организатор концертных и образовательных программ… И просто счастливая женщина!

☀Танцевальный стаж 34 года. 
Школа индийского и восточного танца «Саргам»(16 лет) 

☀В личном репертуаре: катхак, стилизации катхака, полуклассические танцевальные композиции, народные танцы и их стилизации, Рабиндра сангит, эстрадный индийский танец (танцы на музыку из индийских к/ф, музыку эстрадных и фолк исполнителей), муджра, наутанки, лавани, фьюжн композиции, а также характерный народный танец, танец живота.

📝-С чего начался ваш путь по тропе индийского танца, и почему по прошествии стольких лет, вы не изменяете этому направлению? 

📒-Ответ короткий — я люблю то, чем занимаюсь. По-настоящему люблю. 

📝-Что для вас является главной особенностью индийского танца? 

📒— Первое, яркое выражение и передача чувств. Это же театральное мастерство — искусственно, по-настоящему показать существующие моменты жизни, все грани и оттенки эмоций. Танец-пантомима — это интересно, сложно. Меня привлекают непростые вещи. 
Второй момент — сложности ритмов индийского танца. 

📝-У вас большой танцевальный опыт. Какие стили вы успели уже опробовать на себе? Все ли остались с вами, или от чего — то вы отказались? 

📒Профессионально я начала изучать танец в 8 лет. По всей видимости, эта восьмёрка в моей жизни сыграла роль бесконечности, всё никак не могу остановиться, да и не хочется. Бальный танец (латина, стандарт), к нему в нагрузку были польки, ламбады… 

Потом для меня открылся индийский танец Кучипуди. За неимением в то время доступа к информации в виде педагога (а об интернете и мечтать тогда не приходилось — его просто не было! Не говорю уже о том, что видеомагнитофон был в единичных домах, и мой в эти единицы не входил), уделить изучению этого стиля не было никакой возможности, к сожалению. Приходилось воспроизводить Кучипуди по скудным данным кинофильмов и по библиотечным книгам. Даже когда приехала в Москву я не нашла своего преподавателя Кучипуди. И это меня не устраивало. 
Совместно с моими жалкими попытками самостоятельно освоить Кучипуди, я попала в класс классического балета, где получила прекрасную хореографическую базу, в нагрузку давался ещё и характерный танец. Занятия были построены по курсу Академии русского балета А.Я. Вагановой. 
Всё это было на моей исторической родине на Южном Урале, г. Оренбург. В 1998 году с Гуру Пуджи (прям по всем правилам) началось моё изучение Катхака и народного танца, которым я верна по сей день. 
с 2004 года я начала изучение арабского танца. Это, пожалуй единственное направление, в котором я не чувствую себя комфортно, как физически, так и духовно (если честно). Этот стиль, безусловно богат и разнообразен, привлекателен, но это не моё. 

Не смотря на это, я могу танцевать и беллиданс, если нужно. Этот опыт остаётся по сей день в моём багаже знаний и применим регулярно на практике, поскольку всё, что я изучила, могу не только исполнять, но и преподавать. Преподавание — это отдельная тема. 

📝-Расскажите, как вы пришли к преподаванию? Ведь многие танцоры ограничиваются сольной карьерой, лишь иногда дают мастер классы. 

📒-Преподавать я начала уже в 16 лет бальные танцы. Это было серьёзное погружение в учительский мир, с которым справляться было не скажу, что просто… совсем сложно! Когда в зале стоит 24 ребёнка и их нужно не только организовать, но и научить элементам танца… Совершенно не владея навыками преподавателя, пришлось окунаться в эту атмосферу с головой… Для меня это был стресс! Но педагог сказал: «Оформим трудовую книжку, есть группа, будешь обучать детей!». Оказалось, что уметь танцевать это не совсем одно и то же, что и учить танцевать, вернее совсем не одно и то же! Приходила я после уроков с дикой головной болью,и меня не покидали мысли, что учитель из меня никакой и преподавать я никогда не буду!)) Только не стоило говорить эти планы Богу! 
Взгляд на преподавание изменил мой педагог по классическому танцу. В голове выстроилась система, я увидела совершенно другое отношение преподавателя к танцору и танцу (как в университете). Вполне возможно, что в 20 лет, именно моё восприятие педагогики изменилось, и эта грань стала для меня не такой устрашающей. Я полюбила танец за его логичность, геометрию, физиологические возможности тела, и поняла, что это интеллектуальное занятие, которое зависит не только от порыва души и эмоций. 
А окончательно укрепил мою позицию в преподавательской деятельности Гуру Джи! «Танец — это самый короткий путь к Богу! Ученик для учителя это чистый лист, на котором он пишет знания. Учитель — это проводник между учеником и Богом». Осознание этих фраз дало мне понять всю важность и ответственность преподавания. Беседы об учительстве с Гуру Джи — перевернули моё сознание, и всё встало на свои места. Вот так бывает в жизни, что чего страстно не хочешь — получаешь уже осознанно и радуешься этому. Есть мнение, что учитель берёт 75% кармы своих учеников на себя (могу ошибиться в проценте), хотите знать так ли это? да, так! Это очень сильная связь! И, будучи одновременно ученицей Гуру Джи и преподавателем своим воспитанницам, я могу подтвердить это высказывание. Не проходит и дня без мысли об этих людях, той ответственности перед ними. 
В ошибках своих учеников всегда винишь себя: здесь недоглядела, тут не исправила, там не скорректировала… А будучи ученицей думаешь: «Эх, подвела своего педагога, как можно было на таком элементарном движении ошибиться, дать не ту эмоцию?» 
Преподавать может не каждый, это верно, но и по-настоящему танцевать может тоже не каждый. А уж сочетать в себе эти умения, дано действительно единицам. Жизнь подарила мне возможность справиться с этими задачами одновременно. Очень надеюсь, что у меня получится, потому что я ещё на пути к совершенству. 

📝-Вы сказали: — «Танцевать по-настоящему». Что это значит? 

📒-«По-настоящему» в моём понимании это значит танцевать осознанно, понимая геометрию своего тела в танце, учитывая рисунок, создаваемый на сцене, понимая смысл и миссию танца, ценность его для зрителя, давать пример ученикам, танцевать реалистично. К сожалению, сейчас на сцене видишь далеко не лучшие варианты исполнения индийского танца. Понимаешь, что порой человек танцует душой, но выразить свои чувства красиво не может, по большей части из-за недостатка образования, а может и нежелания учиться, а может и недостатка образования педагога, у которого учится. Если честно, то меня пугает сложившаяся ситуация в мире индийского танца, очень редко встретишь действительно достойное выступление, которое заслуживает внимания. Особенно плачевно, на мой взгляд, дело обстоит с так называемым направлением «Болливуд». 

📝-Что на ваш взгляд могут сделать представители этого направления, чтобы улучшить ситуацию? 

📒-Учиться! И это должны быть не просто единичные МК, а действительно прохождение курса по той же хореографии, сценическому костюму, актёрскому мастерству, визажу и т.д. Когда танцор только появляется на сцене, может просто даже стоять и ничего не танцевать — сразу видно его образование. 
А ещё, что очень важно, принять, что ещё есть к чему стремиться, и не останавливаться на достигнутом! 
И за пример брать не современное индийское кино, а классические фильмы, где танцы исполняют действительно танцоры, а не мисс(ки) мира, модели, фотомодели… при всём уважении к ним. 

📝-Я думаю, есть один вопрос, который волнует юных наших исполнителей. Как можно развиваться в танце, если нет финансовой возможности посещать мастер-классы и выезжать из города? Также, если их преподаватель не обладает нужными знаниями. Как быть в таком случае. С чего начинать? 

📒-Сейчас в мир интернета и доступности информации, есть огромное количество видеороликов на ютубе, есть кружки по классической хореографии в родных городах, где обучение стоит далеко не 4 т.р. за месяц, как в Москве, к примеру. Есть гугл, есть сайты различных коллективов с образовательными статьями. Нужно много смотреть и учиться анализировать исполнение любых танцоров. Здесь не работает фраза «нравится — не нравится». Нужно понимать, что стать хорошим исполнителем невозможно без титанического труда над собой! 

Если бы всё это было доступно 25 лет назад мне… Поверьте моему опыту жизненному и танцевальному, если вы хотите красиво и грамотно танцевать и передавать правильные знания следующим поколениям танцоров, вопрос здесь далеко не в деньгах — нужно желание! Огромное желание изучать танец, как таковой! Нужно забыть о тщеславии, злости, самолюбии, искоренить гордыню, лень и зависть, воспитать в себе трудолюбие, сосредоточенность, внимательность, уважение к чужому и своему труду во всех его проявлениях, в том числе и интеллектуальному, только при этих условиях танец откроется вам во всём его многообразии. 
И ещё к вопросу о деньгах. Давайте порассуждаем! Мы же любим кушать вкусно, любим слушать красивую чистую музыку в прекрасном качестве, любим качественно сшитую одежду, кружевное бельё и красивые аксессуары.Так почему же мы допускаем на сцену некачественное исполнение танца? Не жаль своих глаз, зрения зрителя? Как думаете, вещи, описанные выше, достаются вам бесплатно и дёшево стоят? 

Давайте вспомним любимую мной притчу: Пикассо ужинал в одном из ресторанов, и к нему подошла женщина. Она его узнала и попросила нарисовать что-нибудь прямо сейчас, в ресторане. Пикассо взял карандаш, салфетку и сделал набросок городского пейзажа. Когда женщина протянула руку в надежде получить рисунок, художник сказал: «он стоит десять тысяч долларов!» «Но вы потратили на это десять минут!» — возразила женщина. «Я потратил на это 50 лет!» — сказал художник. 
Примите во внимание, что человек, не вложивший в своё дело ни труда, ни средств, не ценит помощь, содействие, и информацию, доставшуюся просто так! Не зарабатывайте себе таким образом плохую карму. 

📝-Мы уже немного касались темы преподавания, расскажите о своей школе индийского танца. Какие стили танцуете, какой возраст обучаете, поделитесь секретом такого слаженного коллектива. 

📒-О моей школе… на самом деле то, чем я руковожу сейчас в Москве и области — это моя вторая школа. Идея создания своей школы зародилось в 1995 году в Оренбурге, которая успешно осуществилась, и отпраздновав трёхлетие коллектива (Саргам — это название пришло мне в голову однозначно и никогда не возникало больше других вариантов) я покинула родной город, оставив за старшую свою ученицу. Шли годы, я росла в профессиональном уровне, помогала оренбургскому «Саргаму». В 2002 году у меня появилась возможность уже в Москве организовать свой коллектив и я понимала, что он должен называться ТОЛЬКО «Саргам», потому что «Саргам» — это прежде всего я (уж простите за нескромность). Имя коллектива всегда неразрывно связано с его основателем, так всегда было и будет в любой сфере деятельности. Была даже идея из оренбургского «Саргама» сделать филиал московского, но обстоятельства сложились иным образом. Уже более 10 лет меня больше ничего не связывает с моим оренбургским танцевальным прошлым. Теперь, по-настоящему МОЙ «Саргам» находится со мной в Москве, и мы уже пережили рубеж совершеннолетия. 
Путь этот оказался очень непростым. Учитывая, что я живу практически в одном городе с моим учителем, что в Москве сильная конкуренция и «борьба» за учеников » Саргам» существует и развивается. 
На данном этапе в школе преподаётся два направления. Танец Ближнего Востока — Ракс Шарки под управлением Латифы Неджим, беллиданс и трайбл под руководством Юлии Мацкевич. 
Индийский танец — Катхак, народный и эстрадный индийский танец — преподаю я со своей самой опытной ученицей Натальей Козловой. 
И, глядя на ситуацию, описанную мной выше, мы с коллегой Ксенией Андриановой пришли к выводу, что можем в свою очередь помочь начинающим, а то и продолжающим танцорам вывести индийский танец, который почему-то на конкурсах называют номинацией «Болливуд» на более достойный уровень. Назвали наше новое направление «Данс Масала». На занятиях Ксения даёт знания, которые, могу с уверенностью сказать, нет в других школах и студиях индийского танца Москвы. 
Что касается возраста нам, восточникам, повезло — чем старше танцор, тем больше он может рассказать в своём танце, в силу жизненного опыта. У нас обучаются совсем детки от 3-х лет и «синьоры». Даже не знаю, к счастью, или наоборот, с нами не танцуют мужчины, их почему-то нет в нашем коллективе. Но всё может быть в жизни, возможно эта ситуация изменится, тут уж как Богу будет угодно. 
Секрет слаженного коллектива! Как лестно мне это слышать, и действительно приятно… Я очень горжусь своими воспитанниками и коллегами, уважаю каждого и всех вместе взятых. Мне нравится наша «семейность», поддержка, взаимовыручка в коллективе и в жизни, дружба и общение, которым мы обязаны нашей общей любовью к танцу. А секрета никакого нет, просто коллективом нужно жить! Чтобы создать настоящий коллектив, нужны знания не только танцевальные, нужно быть психологом, воспитателем, подругой, мамой, нужно быть честным с самим собой, прежде всего! И этому я научилась у своих родных и друзей, родителей и дорогих педагогов: Вершининым Ю.А. и Н.Н., Козалупову С.В., Гуру Джи Ашвани Нигаму. 

📝-Есть ли среди ваших воспитанников те, за которыми вы видите будущее индийского танца в России, которые настолько же сильно, как вы, любят это дело, и готовы посвятить ему свою жизнь? 

📒-Это очень сложный вопрос. Двух одинаковых людей не бывает, даже близнецы разные. Я знаю, что среди моих учениц есть девушки, которые хотят посвятить свою жизнь танцу. Но для меня главное, чтобы они, прежде всего, были счастливы в реальной жизни, состоялись как жёны, мамы. А если танец будет помогать им в жизни, то это замечательно, они будут ещё счастливее! А если женщина счастлива, она может дарить любовь и радость вокруг, выражать их в танце на сцене, делая мир добрее и прекраснее. 
Как говорят: — «хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Жизнь женщины может измениться в один миг, когда она выходит замуж, когда появляется ребёнок, второй, третий. Я живу в женском коллективе, я сама женщина. В жизни каждой моей ученицы может произойти всё что угодно, и строить планы было бы опрометчиво, не учитывая реальной жизни, а от неё никто не застрахован. 
Доживём до будущего, — вот и увидим. 

📝-И крайний вопрос, что бы вы посоветовали участникам нашего сообщества, среди которых много танцовщиков и преподавателей? 

📒-Стремиться к совершенству, оставаясь самим собой! Быть честным и преданным своему делу! Сохраните чистоту в сердце, добро и любовь к родным и близким, ученикам и коллегам, окружающим людям! Чаще общайтесь и будьте внимательны друг к другу! Любите! 

Эта публикация для всех, кому интересен индийский танец и кому интересно узнать больше о нашей Школе индийского и восточного танца «Саргам». Чтобы новые ученики имели понятие кто их учитель — публикую своё интервью, которое я дала для форума Марии Шашковой(талантливейшей исполнительнице беллиданса и индийского танца)

Интервью с Еленой Гришиной (тогда ещё Медведкиной в 2010 году)

  1. Как вы пришли в искусство индийского танца?

Это был поиск самовыражения, и я себя нашла.

2. Как изменилось ваше видение индийского танца с годами, его понятие?

Индийский танец в процессе изучения оказался для меня намного интереснее, глубже, сложнее, чем какой-либо другой танец. Я с каждым прожитым годом удостоверяюсь, что сделала правильный выбор в хореографии.

3. Как вы видите себя, на сцене и ваш образ на сцене, который вы несёте публике?

Стараюсь нести в своём образе элегантность, утончённость и чувственность, надеюсь, что мне это хоть капельку удаётся.

4. Вы импровизируете на сцене или танцуете постановку хореографии?

Постановку! Индийский танец требует осмысления, предварительной подготовки и, причём достаточно серьёзной, поэтому я танцую только постановки!

5. По каким принципам вы избираете ваш сценический образ, музыкальный ряд, хореографию ваших танцев?

Нравится-не нравится. На самом деле, изначально должны цеплять меня музыка и стихи.

6. Как вы настраиваетесь перед выходом на сцену?

Молюсь.

7. Что важно знать, исполняя индийский танец в стилях болливуд?

Основы катхака и народного танца (если мы говорим о болливуде, где присутствуют национальные танцы), теорию танца.

8. Какой стиль индийского танца ваш любимый?

Катхак (тот, что я исполняю), а нравятся кучипуди и одисси больше других стилей.

9. Елена, расскажите о своём творчестве, целях, достижениях, учениках и вашем зрителе:

Hа самом деле я не несусь за славой, не рвусь к звёздному небу…

У меня есть одна из любимых моих фраз: «Женщине всегда есть, что сказать, и необязательно это говорить словами». Если вы посмотрите мои танцы, то, вероятно, многое поймёте, потому что я танцую душой. Хотя мне было всегда интересно, какой видит меня зритель? Хореографическое искусство даёт большую возможность выражать себя в различных образах.

В каких-то вы увидите меня настоящую, а в каких-то — ложную, но меня настоящую смогут узнать только мои близкие друзья. Вот такая я женщина-загадка для зрителя. Для своего зрителя я — всего лишь тот или иной образ, который мне удаётся (или не удаётся) донести до него. Мой зритель не должен иметь профессорскую степень, чтобы понимать меня в танце, нужно просто внимательно смотреть. А вот здесь именно мне и нужно найти необходимые тонкие ниточки, по которым мой образ дойдёт до публики.

Я не собираюсь «грузить» глубокой философией своего зрителя, я хочу, чтобы мой зритель наслаждался красотой, и его душа пела, чтобы он был счастлив. Для счастья нужно совсем немного — любовь. Я люблю свою публику и надеюсь, что она мне отвечает взаимностью. Я учу этому своих учениц, не только любви к зрителю, но и любви ко всему, что их окружает, учу добру и пониманию, уважению к близким и любимому делу… А главное — не быть завистливыми!

Ученик для меня как ребёнок. Поэтому я всегда говорю «мои дети» (не важно, в каком они возрасте). Я радуюсь их успехам и помогаю им не только на сцене, но и в жизни.

Не люблю говорить о достижениях, потому что знаю, что всё ещё впереди. Свои личные награды я уже получила — это признание. Моими лучшими достижениям будут те, которые останутся жить после меня. Моя цель — чтобы моё начинание в танце и дизайне процветало и продолжало жить.

Медиа