Публикации
Интервью
Мне посчастливилось поговорить с поистине мудрой, богатой душой, и просто прекрасной женщиной Еленой Гришиной. Не листайте вниз, остановитесь на несколько минут. Прочтите нашу беседу. Это действительно то, чему стоит уделить свое внимание!
Гришина Елена Владимировна, 42 года, Люберцы.
Танцовщица, хореограф, основатель Школы индийского и восточного танца «Саргам» , модельер — конструктор, портной, дизайнер, фотограф, видеооператор, PR менеджер, организатор концертных и образовательных программ… И просто счастливая женщина!
Танцевальный стаж 34 года.
Школа индийского и восточного танца «Саргам»(16 лет)
В личном репертуаре: катхак, стилизации катхака, полуклассические танцевальные композиции, народные танцы и их стилизации, Рабиндра сангит, эстрадный индийский танец (танцы на музыку из индийских к/ф, музыку эстрадных и фолк исполнителей), муджра, наутанки, лавани, фьюжн композиции, а также характерный народный танец, танец живота.
-С чего начался ваш путь по тропе индийского танца, и почему по прошествии стольких лет, вы не изменяете этому направлению?
-Ответ короткий — я люблю то, чем занимаюсь. По-настоящему люблю.
-Что для вас является главной особенностью индийского танца?
— Первое, яркое выражение и передача чувств. Это же театральное мастерство — искусственно, по-настоящему показать существующие моменты жизни, все грани и оттенки эмоций. Танец-пантомима — это интересно, сложно. Меня привлекают непростые вещи.
Второй момент — сложности ритмов индийского танца.
-У вас большой танцевальный опыт. Какие стили вы успели уже опробовать на себе? Все ли остались с вами, или от чего — то вы отказались?
Профессионально я начала изучать танец в 8 лет. По всей видимости, эта восьмёрка в моей жизни сыграла роль бесконечности, всё никак не могу остановиться, да и не хочется. Бальный танец (латина, стандарт), к нему в нагрузку были польки, ламбады…
Потом для меня открылся индийский танец Кучипуди. За неимением в то время доступа к информации в виде педагога (а об интернете и мечтать тогда не приходилось — его просто не было! Не говорю уже о том, что видеомагнитофон был в единичных домах, и мой в эти единицы не входил), уделить изучению этого стиля не было никакой возможности, к сожалению. Приходилось воспроизводить Кучипуди по скудным данным кинофильмов и по библиотечным книгам. Даже когда приехала в Москву я не нашла своего преподавателя Кучипуди. И это меня не устраивало.
Совместно с моими жалкими попытками самостоятельно освоить Кучипуди, я попала в класс классического балета, где получила прекрасную хореографическую базу, в нагрузку давался ещё и характерный танец. Занятия были построены по курсу Академии русского балета А.Я. Вагановой.
Всё это было на моей исторической родине на Южном Урале, г. Оренбург. В 1998 году с Гуру Пуджи (прям по всем правилам) началось моё изучение Катхака и народного танца, которым я верна по сей день.
с 2004 года я начала изучение арабского танца. Это, пожалуй единственное направление, в котором я не чувствую себя комфортно, как физически, так и духовно (если честно). Этот стиль, безусловно богат и разнообразен, привлекателен, но это не моё.
Не смотря на это, я могу танцевать и беллиданс, если нужно. Этот опыт остаётся по сей день в моём багаже знаний и применим регулярно на практике, поскольку всё, что я изучила, могу не только исполнять, но и преподавать. Преподавание — это отдельная тема.
-Расскажите, как вы пришли к преподаванию? Ведь многие танцоры ограничиваются сольной карьерой, лишь иногда дают мастер классы.
-Преподавать я начала уже в 16 лет бальные танцы. Это было серьёзное погружение в учительский мир, с которым справляться было не скажу, что просто… совсем сложно! Когда в зале стоит 24 ребёнка и их нужно не только организовать, но и научить элементам танца… Совершенно не владея навыками преподавателя, пришлось окунаться в эту атмосферу с головой… Для меня это был стресс! Но педагог сказал: «Оформим трудовую книжку, есть группа, будешь обучать детей!». Оказалось, что уметь танцевать это не совсем одно и то же, что и учить танцевать, вернее совсем не одно и то же! Приходила я после уроков с дикой головной болью,и меня не покидали мысли, что учитель из меня никакой и преподавать я никогда не буду!)) Только не стоило говорить эти планы Богу!
Взгляд на преподавание изменил мой педагог по классическому танцу. В голове выстроилась система, я увидела совершенно другое отношение преподавателя к танцору и танцу (как в университете). Вполне возможно, что в 20 лет, именно моё восприятие педагогики изменилось, и эта грань стала для меня не такой устрашающей. Я полюбила танец за его логичность, геометрию, физиологические возможности тела, и поняла, что это интеллектуальное занятие, которое зависит не только от порыва души и эмоций.
А окончательно укрепил мою позицию в преподавательской деятельности Гуру Джи! «Танец — это самый короткий путь к Богу! Ученик для учителя это чистый лист, на котором он пишет знания. Учитель — это проводник между учеником и Богом». Осознание этих фраз дало мне понять всю важность и ответственность преподавания. Беседы об учительстве с Гуру Джи — перевернули моё сознание, и всё встало на свои места. Вот так бывает в жизни, что чего страстно не хочешь — получаешь уже осознанно и радуешься этому. Есть мнение, что учитель берёт 75% кармы своих учеников на себя (могу ошибиться в проценте), хотите знать так ли это? да, так! Это очень сильная связь! И, будучи одновременно ученицей Гуру Джи и преподавателем своим воспитанницам, я могу подтвердить это высказывание. Не проходит и дня без мысли об этих людях, той ответственности перед ними.
В ошибках своих учеников всегда винишь себя: здесь недоглядела, тут не исправила, там не скорректировала… А будучи ученицей думаешь: «Эх, подвела своего педагога, как можно было на таком элементарном движении ошибиться, дать не ту эмоцию?»
Преподавать может не каждый, это верно, но и по-настоящему танцевать может тоже не каждый. А уж сочетать в себе эти умения, дано действительно единицам. Жизнь подарила мне возможность справиться с этими задачами одновременно. Очень надеюсь, что у меня получится, потому что я ещё на пути к совершенству.
-Вы сказали: — «Танцевать по-настоящему». Что это значит?
-«По-настоящему» в моём понимании это значит танцевать осознанно, понимая геометрию своего тела в танце, учитывая рисунок, создаваемый на сцене, понимая смысл и миссию танца, ценность его для зрителя, давать пример ученикам, танцевать реалистично. К сожалению, сейчас на сцене видишь далеко не лучшие варианты исполнения индийского танца. Понимаешь, что порой человек танцует душой, но выразить свои чувства красиво не может, по большей части из-за недостатка образования, а может и нежелания учиться, а может и недостатка образования педагога, у которого учится. Если честно, то меня пугает сложившаяся ситуация в мире индийского танца, очень редко встретишь действительно достойное выступление, которое заслуживает внимания. Особенно плачевно, на мой взгляд, дело обстоит с так называемым направлением «Болливуд».
-Что на ваш взгляд могут сделать представители этого направления, чтобы улучшить ситуацию?
-Учиться! И это должны быть не просто единичные МК, а действительно прохождение курса по той же хореографии, сценическому костюму, актёрскому мастерству, визажу и т.д. Когда танцор только появляется на сцене, может просто даже стоять и ничего не танцевать — сразу видно его образование.
А ещё, что очень важно, принять, что ещё есть к чему стремиться, и не останавливаться на достигнутом!
И за пример брать не современное индийское кино, а классические фильмы, где танцы исполняют действительно танцоры, а не мисс(ки) мира, модели, фотомодели… при всём уважении к ним.
-Я думаю, есть один вопрос, который волнует юных наших исполнителей. Как можно развиваться в танце, если нет финансовой возможности посещать мастер-классы и выезжать из города? Также, если их преподаватель не обладает нужными знаниями. Как быть в таком случае. С чего начинать?
-Сейчас в мир интернета и доступности информации, есть огромное количество видеороликов на ютубе, есть кружки по классической хореографии в родных городах, где обучение стоит далеко не 4 т.р. за месяц, как в Москве, к примеру. Есть гугл, есть сайты различных коллективов с образовательными статьями. Нужно много смотреть и учиться анализировать исполнение любых танцоров. Здесь не работает фраза «нравится — не нравится». Нужно понимать, что стать хорошим исполнителем невозможно без титанического труда над собой!
Если бы всё это было доступно 25 лет назад мне… Поверьте моему опыту жизненному и танцевальному, если вы хотите красиво и грамотно танцевать и передавать правильные знания следующим поколениям танцоров, вопрос здесь далеко не в деньгах — нужно желание! Огромное желание изучать танец, как таковой! Нужно забыть о тщеславии, злости, самолюбии, искоренить гордыню, лень и зависть, воспитать в себе трудолюбие, сосредоточенность, внимательность, уважение к чужому и своему труду во всех его проявлениях, в том числе и интеллектуальному, только при этих условиях танец откроется вам во всём его многообразии.
И ещё к вопросу о деньгах. Давайте порассуждаем! Мы же любим кушать вкусно, любим слушать красивую чистую музыку в прекрасном качестве, любим качественно сшитую одежду, кружевное бельё и красивые аксессуары.Так почему же мы допускаем на сцену некачественное исполнение танца? Не жаль своих глаз, зрения зрителя? Как думаете, вещи, описанные выше, достаются вам бесплатно и дёшево стоят?
Давайте вспомним любимую мной притчу: Пикассо ужинал в одном из ресторанов, и к нему подошла женщина. Она его узнала и попросила нарисовать что-нибудь прямо сейчас, в ресторане. Пикассо взял карандаш, салфетку и сделал набросок городского пейзажа. Когда женщина протянула руку в надежде получить рисунок, художник сказал: «он стоит десять тысяч долларов!» «Но вы потратили на это десять минут!» — возразила женщина. «Я потратил на это 50 лет!» — сказал художник.
Примите во внимание, что человек, не вложивший в своё дело ни труда, ни средств, не ценит помощь, содействие, и информацию, доставшуюся просто так! Не зарабатывайте себе таким образом плохую карму.
-Мы уже немного касались темы преподавания, расскажите о своей школе индийского танца. Какие стили танцуете, какой возраст обучаете, поделитесь секретом такого слаженного коллектива.
-О моей школе… на самом деле то, чем я руковожу сейчас в Москве и области — это моя вторая школа. Идея создания своей школы зародилось в 1995 году в Оренбурге, которая успешно осуществилась, и отпраздновав трёхлетие коллектива (Саргам — это название пришло мне в голову однозначно и никогда не возникало больше других вариантов) я покинула родной город, оставив за старшую свою ученицу. Шли годы, я росла в профессиональном уровне, помогала оренбургскому «Саргаму». В 2002 году у меня появилась возможность уже в Москве организовать свой коллектив и я понимала, что он должен называться ТОЛЬКО «Саргам», потому что «Саргам» — это прежде всего я (уж простите за нескромность). Имя коллектива всегда неразрывно связано с его основателем, так всегда было и будет в любой сфере деятельности. Была даже идея из оренбургского «Саргама» сделать филиал московского, но обстоятельства сложились иным образом. Уже более 10 лет меня больше ничего не связывает с моим оренбургским танцевальным прошлым. Теперь, по-настоящему МОЙ «Саргам» находится со мной в Москве, и мы уже пережили рубеж совершеннолетия.
Путь этот оказался очень непростым. Учитывая, что я живу практически в одном городе с моим учителем, что в Москве сильная конкуренция и «борьба» за учеников » Саргам» существует и развивается.
На данном этапе в школе преподаётся два направления. Танец Ближнего Востока — Ракс Шарки под управлением Латифы Неджим, беллиданс и трайбл под руководством Юлии Мацкевич.
Индийский танец — Катхак, народный и эстрадный индийский танец — преподаю я со своей самой опытной ученицей Натальей Козловой.
И, глядя на ситуацию, описанную мной выше, мы с коллегой Ксенией Андриановой пришли к выводу, что можем в свою очередь помочь начинающим, а то и продолжающим танцорам вывести индийский танец, который почему-то на конкурсах называют номинацией «Болливуд» на более достойный уровень. Назвали наше новое направление «Данс Масала». На занятиях Ксения даёт знания, которые, могу с уверенностью сказать, нет в других школах и студиях индийского танца Москвы.
Что касается возраста нам, восточникам, повезло — чем старше танцор, тем больше он может рассказать в своём танце, в силу жизненного опыта. У нас обучаются совсем детки от 3-х лет и «синьоры». Даже не знаю, к счастью, или наоборот, с нами не танцуют мужчины, их почему-то нет в нашем коллективе. Но всё может быть в жизни, возможно эта ситуация изменится, тут уж как Богу будет угодно.
Секрет слаженного коллектива! Как лестно мне это слышать, и действительно приятно… Я очень горжусь своими воспитанниками и коллегами, уважаю каждого и всех вместе взятых. Мне нравится наша «семейность», поддержка, взаимовыручка в коллективе и в жизни, дружба и общение, которым мы обязаны нашей общей любовью к танцу. А секрета никакого нет, просто коллективом нужно жить! Чтобы создать настоящий коллектив, нужны знания не только танцевальные, нужно быть психологом, воспитателем, подругой, мамой, нужно быть честным с самим собой, прежде всего! И этому я научилась у своих родных и друзей, родителей и дорогих педагогов: Вершининым Ю.А. и Н.Н., Козалупову С.В., Гуру Джи Ашвани Нигаму.
-Есть ли среди ваших воспитанников те, за которыми вы видите будущее индийского танца в России, которые настолько же сильно, как вы, любят это дело, и готовы посвятить ему свою жизнь?
-Это очень сложный вопрос. Двух одинаковых людей не бывает, даже близнецы разные. Я знаю, что среди моих учениц есть девушки, которые хотят посвятить свою жизнь танцу. Но для меня главное, чтобы они, прежде всего, были счастливы в реальной жизни, состоялись как жёны, мамы. А если танец будет помогать им в жизни, то это замечательно, они будут ещё счастливее! А если женщина счастлива, она может дарить любовь и радость вокруг, выражать их в танце на сцене, делая мир добрее и прекраснее.
Как говорят: — «хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Жизнь женщины может измениться в один миг, когда она выходит замуж, когда появляется ребёнок, второй, третий. Я живу в женском коллективе, я сама женщина. В жизни каждой моей ученицы может произойти всё что угодно, и строить планы было бы опрометчиво, не учитывая реальной жизни, а от неё никто не застрахован.
Доживём до будущего, — вот и увидим.
-И крайний вопрос, что бы вы посоветовали участникам нашего сообщества, среди которых много танцовщиков и преподавателей?
-Стремиться к совершенству, оставаясь самим собой! Быть честным и преданным своему делу! Сохраните чистоту в сердце, добро и любовь к родным и близким, ученикам и коллегам, окружающим людям! Чаще общайтесь и будьте внимательны друг к другу! Любите!
Эта публикация для всех, кому интересен индийский танец и кому интересно узнать больше о нашей Школе индийского и восточного танца «Саргам». Чтобы новые ученики имели понятие кто их учитель — публикую своё интервью, которое я дала для форума Марии Шашковой(талантливейшей исполнительнице беллиданса и индийского танца)
Интервью с Еленой Гришиной (тогда ещё Медведкиной в 2010 году)
- Как вы пришли в искусство индийского танца?
Это был поиск самовыражения, и я себя нашла.
2. Как изменилось ваше видение индийского танца с годами, его понятие?
Индийский танец в процессе изучения оказался для меня намного интереснее, глубже, сложнее, чем какой-либо другой танец. Я с каждым прожитым годом удостоверяюсь, что сделала правильный выбор в хореографии.
3. Как вы видите себя, на сцене и ваш образ на сцене, который вы несёте публике?
Стараюсь нести в своём образе элегантность, утончённость и чувственность, надеюсь, что мне это хоть капельку удаётся.
4. Вы импровизируете на сцене или танцуете постановку хореографии?
Постановку! Индийский танец требует осмысления, предварительной подготовки и, причём достаточно серьёзной, поэтому я танцую только постановки!
5. По каким принципам вы избираете ваш сценический образ, музыкальный ряд, хореографию ваших танцев?
Нравится-не нравится. На самом деле, изначально должны цеплять меня музыка и стихи.
6. Как вы настраиваетесь перед выходом на сцену?
Молюсь.
7. Что важно знать, исполняя индийский танец в стилях болливуд?
Основы катхака и народного танца (если мы говорим о болливуде, где присутствуют национальные танцы), теорию танца.
8. Какой стиль индийского танца ваш любимый?
Катхак (тот, что я исполняю), а нравятся кучипуди и одисси больше других стилей.
9. Елена, расскажите о своём творчестве, целях, достижениях, учениках и вашем зрителе:
Hа самом деле я не несусь за славой, не рвусь к звёздному небу…
У меня есть одна из любимых моих фраз: «Женщине всегда есть, что сказать, и необязательно это говорить словами». Если вы посмотрите мои танцы, то, вероятно, многое поймёте, потому что я танцую душой. Хотя мне было всегда интересно, какой видит меня зритель? Хореографическое искусство даёт большую возможность выражать себя в различных образах.
В каких-то вы увидите меня настоящую, а в каких-то — ложную, но меня настоящую смогут узнать только мои близкие друзья. Вот такая я женщина-загадка для зрителя. Для своего зрителя я — всего лишь тот или иной образ, который мне удаётся (или не удаётся) донести до него. Мой зритель не должен иметь профессорскую степень, чтобы понимать меня в танце, нужно просто внимательно смотреть. А вот здесь именно мне и нужно найти необходимые тонкие ниточки, по которым мой образ дойдёт до публики.
Я не собираюсь «грузить» глубокой философией своего зрителя, я хочу, чтобы мой зритель наслаждался красотой, и его душа пела, чтобы он был счастлив. Для счастья нужно совсем немного — любовь. Я люблю свою публику и надеюсь, что она мне отвечает взаимностью. Я учу этому своих учениц, не только любви к зрителю, но и любви ко всему, что их окружает, учу добру и пониманию, уважению к близким и любимому делу… А главное — не быть завистливыми!
Ученик для меня как ребёнок. Поэтому я всегда говорю «мои дети» (не важно, в каком они возрасте). Я радуюсь их успехам и помогаю им не только на сцене, но и в жизни.
Не люблю говорить о достижениях, потому что знаю, что всё ещё впереди. Свои личные награды я уже получила — это признание. Моими лучшими достижениям будут те, которые останутся жить после меня. Моя цель — чтобы моё начинание в танце и дизайне процветало и продолжало жить.