Что такое "Болливуд"?

Вообще у нас, в России народ часто сначала делает, а потом думает, а ещё чаще всё происходит от элементарного незнания. Так получается и с номинациями на конкурсах по индийскому танцу. Но если такие вопросы задают мне, значит люди считают меня компетентным специалистом. Итак, попробуем разобраться…

Если рассуждать логически, то давайте заглянем в википедию и посмотрим определение этого слова. Цитирую: «Болливу́д (хинди बॉलीवुड, урду بالیوڈ, англ. Bollywood) — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии (США). Болливуд — это фильмы, преимущественно снятые на хинди или на взаимопонятном для носителей хинди и урду хиндустани».

Исходя из этого определения ясно видно, что Болливудом называют то, что мы видим в индийском кино, в двухмерном изображении.

Но те же самые актёры регулярно принимают участие в танцевальных шоу и церемониях вручения различных кинопремий, где перетанцовывают на сцене танцевальные хиты своих коллег или свои собственные.

Если так рассуждать, то существует ещё оно направление в индийских танцах — эстрадное.

Из той же самой википедии: «Эстра́да (от фр. estrade, «подмостки, помост») — первоначально разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин также означает вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий такие направления, как пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, клоунада. Артистов, выступающих в эстрадном жанре, называют артисты эстрады, эстрадные артисты».

Значит индийские киноактёры по совместительству ещё и артисты эстрады.

И, как видно из определений, в этих понятиях (Болливуд и эстрада) есть существенная разница. А теперь пояснения с примерами…

Болливуд снимает танцы на киноплёнку так, чтобы танец, исполнительница, сюжет смотрелся зрелищно, экзотично на экране. Как однажды выразила своё мнение моя коллега: «В кино главное покупательская способность или другими словами «коммерческий успех». Нашему зрителю, конечно, нравится неглубокое кино и танцы, а настоящее искусство-это ж надо разбираться и фанатеть». И она права на все 100%!

Ни один танец, «содранный» с клипа, не смотрится на сцене так же привлекательно, как в кино. Поэтому такие танцы, на мой взгляд, скучны, если ставить их не учитывая все законы сцены и особенности музыки и текста.

Частенько мне говорят: «Подумаешь, «содрала» (иначе и не назовёшь) полностью танец из кино и ты уже можешь танцевать… Успех обеспечен!» А ничего подобного!

Я вижу много вариантов исполнения одного из известнейших танцев Болливуда на эстраде… Это один из ярких примеров того, где видна бездарность танцовщиц и их необразованность в индийском танце. Сравните. Посмотрите сначала первое видео — это оригинал.

Мадхури Дикшит в фильме «Девдас»

а вот одна из «интертрепаций» (не побоюсь этого слова) данной композиции на сцене…

этот вариант конечно ближе к оригиналу, но… знающий человек такое исполнение сочтёт за аэробику…

И таких примеров масса, можно продолжать до бесконечности…

Я это говорю не потому, что унижаю всех этих танцовщиц, а потому, что хочу, чтобы наш зритель видел правду в красоте и красоту в правде. Чтобы грамотно «снять» танец с клипа необходимы знания самого танца (определённый стиль классического, в данном случае, танца), знания традиций исполнения, какой костюм подходит к этой композиции, какие украшения необходимы для того или иного номера… И, несомненно, нужно знание текста песни. А главное — законы сцены!

Только при этих условиях киноклип можно превратить в хороший эстрадный номер, который будет вписываться в дорогую шоу-программу и будет ярким и достойным, запоминающимся номером любого концерта. Чтобы это осуществить, необходимо учиться у компетентных учителей, ибо самостоятельно такое выучить нереально. В индийском танце очень тонкие грани, которые пересекать нельзя, в противном случае вы будете выглядеть смешно как для зрителя, так и для специалиста в области сценического мастерства.

В России, на самом деле, не так много коллективов, которые могут правильно преподать танец Болливуда на эстраде так, чтобы он выглядел не хуже оригинала.

Чтобы такой танец смотрелся зрелищно, не обязательно использовать такой же цвет костюма, такие же движения как в кино… Порой эти движения связаны с канвой фильма, но мы же не показываем на сцене фильм, правда? Мы исполняем, отдельно взятую, композицию.

Эстрада к кино может и не относиться вовсе. Эстрадный танец можно поставить под песню любого вокалиста, но и в этом случае надо знать текст и стиль исполнения, подбирать костюм и серьёзно продумывать постановку номера.

Так что эстрада – это тоже непростое направление в индийском танце, которое требует не меньшего внимания, чем классика и народная хореография.

Повторюсь, что индусы очень верны своим традициям. И, кстати сказать, танцевальным традициям в частности. Никогда индус не будет учить ученика от души, если ученик этого не хочет и не ходит за ним как хвостик, выпрашивая и вытягивая знания по крупицам из учителя… «Если ученик не хочет учиться, то зачем его учить? Зачем тратить впустую свои силы, энергию, знания, время…» — так говорит мой учитель. Танцевальные традиции Индии оберегаются от чужаков ещё боле суровее, чем от индийских «любителей». Кино считается не таким серьёзным жанром как театр, поэтому в кино вы никогда не увидите настоящего индийского танца.

Дорогие друзья! Кино — это далеко не хореографическая школа! По фильмам вы никогда не научитесь настоящему индийскому танцу!

Я всегда говорю, что зрителя должны воспитывать танцовщицы, ибо они несут культуру в массы. Пусть киношные танцы и просты для восприятия, но и для их исполнения нужна хоть какая-то школа. А школу видно всегда!

Стремитесь к совершенству, и оставайтесь всегда сами собой!

Елена Гришина

Корзина