Право на танец

«Какой красивый танец! Ой, я тоже так хочу! А можно я его буду танцевать? А можно только я его буду танцевать? Нет, этот танец должен быть только моим!..» — всё это знакомые слова для любого хореографа, преподающего в своём классе. Как много неразрешённых конфликтов происходит между педагогами и учениками на этой почве. В большинстве случаев так получается из-за того, что преподаватель, в силу своей художественной натуры, не в состоянии разъяснить ученикам правила обучения в танцевальной школе, но волей-неволей приходится изучать и юридические законы.

Давайте попробуем разобраться…

Танец (из Википедии) — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец часто связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Искусство танца, являясь одним из древнейших проявлений народного творчества, образовалось из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовой деятельностью и эмоциональным восприятием человека.

Другими словами — это выражение чувств через движения тела. Танец — настолько живая форма, что невозможно представить его отдельно от человека. Он реален, но к нему невозможно прикоснуться, ощутить вкус, запах, цвет. И на него есть всегда претенденты, если говорить о конкретных постановках.

Поговорим о правилах преподавания и обучения в школе «Саргам».

Существует два понятия танца: танец, как танцевальная форма, направление, вид сценического мастерства и как определённая хореографическая постановка.

В нашей школе осуществляется обучение танцевальному виду искусства в индийских традициях. Изучить танец как форму национального искусства означает приобрести определённую степень владения телом, гармоничные движения, умение идеально исполнить основные танцевальные шаги, прыжки, пируэты, позиции, позы… — всё, что составляет техническую основу мастерства. Существенной частью основ хореографии является освоение музыкальной системы, в свою очередь влияющей на темп, длительность и ритм движений исполнителя. Немаловажной частью в обучении является понимание динамики танца, воспитание пространственных линий в теле исполнителя, грамотное выстраивание танцевальных рисунков в сценических композициях (сольного и массового исполнения). Если речь идёт об индийских традициях, значительное время уделяется развитию пластики, гибкости тела и ещё более сложной работе — освоению мимики в совокупности с эмоционально-чувственным аспектом танца.

Изучение индийского танца как танцевальной формы можно приравнять к образованию, получаемому в театральном вузе. Здесь танцор должен быть актёром, причём многоплановым — от трагика до комика. Чтобы воспитать в себе достойного и умного исполнителя, не достаточно обладать только вышеперечисленными навыками. Помимо этого танцору необходимы знания о костюме, гриме, реквизите, сценическом пространстве и режиссуре от театра до кинематографа. Кроме того, нужно уметь разбираться в индийской поэзии и литературе, скульптуре, играть на музыкальных инструментах, владеть искусством вокала, декламации, речитатива.

«Исполнителями индийского классического танца сейчас могут стать многие. Однако закончить полный курс обучения под силу только человеку, божественно терпеливому и дьявольски выносливому, настоящему энтузиасту танца, да ещё обладающему целым набором талантов…» (говорит в своей книге «Индийский танец — искусство преображения» Светлана Рыжакова, этнограф, кандидат исторических наук, моя коллега по хореографическому искусству).

Вне всякого сомнения, у каждого преподавателя существует своя система обучения, основанная на традициях, древнеиндийских трактатах по сценическому искусству, личном опыте и опыте своих учителей. Если педагог — творческая натура, то он опирается в большей мере на свои ощущения. Изобретая свои па, хореографические связки, танцевальные комбинации движений и поз, он находится в постоянном поиске того, как лучше и понятнее донести до ученика истину. Такой преподаватель полностью способен создать определённую постановку (танец) с нуля, что позволяет ученику освоить ту или иную часть обучаемого материала общей программы. Бывает так, что находясь во временном творческом кризисе, педагогу приходится обращаться за помощью к коллегам и своим учителям ради единственной цели — создать танцевальный шедевр. Вся эта работа, как правило, скрыта от глаз учеников, ибо не каждому из них будет понятно, что рождение феерии на сцене — это мучительный процесс, который порой не даёт покоя даже во сне, но стоит того, когда видишь восхищённый взгляд ученика и зрителя.

Как правило, весь репертуар творческого преподавателя — его личная интеллектуальная собственность. Существует понятие чистоплотности в хореографических кругах, где запрещено нарушать авторство тех или иных композиций и движений. Такие вопросы чаще всего решаются способом — «взять разрешение на использование». К примеру, мой учитель, гуру Ашвани Нигам, даёт право на исполнение его некоторых личных композиций в нашей школе, но в большей степени весь постановочный материал является интеллектуальной собственностью преподавателей школы «Саргам».

Ученики должны понимать, что, в свою очередь, они имеют право исполнять те или иные постановки, только входя в состав учеников или шоу-группы школы. В остальных случаях обязательно нужно получать разрешение на исполнение (и тем более преподавание) у правообладателя. Учитель, который обязан быть беспристрастным, единолично решает в коллективе, кто и когда должен исполнить данную танцевальную постановку. При принятии такого решения он основывается на уровне и качестве исполнительского мастерства учеников, особенно, если речь идёт о сольном исполнении или сольной партии в танце. Такая постановка условий считается нормальной со стороны педагогов, потому что каждый учитель дорожит своей репутацией, своим правом и правами коллег на авторство создания определённой постановки или фрагмента танца.

В нашей школе есть возможность приобретения личной постановки танца для любого исполнителя (также и участника школы), где педагог в индивидуальном порядке создаёт хореографию для определённого танцора или группы, исходя из его возраста, физических данных, технического мастерства и эмоциональности. В данном случае правообладателем будет считаться только тот, для кого создаётся шедевр, и этот танец уже не будет входить в состав репертуара школы без согласия заказчика. Хочется подчеркнуть, что данная услуга не распространяется на партии и танцы, входящие в состав репертуара школы.

Ученикам важно понимать, что без учителя невозможно добиться вершин мастерства и только благодаря учителю они получают знания и развиваются в выбранном направлении искусства.

Елена Гришина

Корзина