Искусство, время, деньги...

Есть мнение, что заниматься искусством могут себе позволить лишь богатые люди. В простом понимании «богатые» — те, у кого много денег. На самом деле искусство открывается лишь тем, у кого в сердце Бог. БОГатство человека — это проявление его лучших качеств: любви, свободы, творчества. А Искусство это и есть творчество. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение, а в нашем случае – танец. Танец является чистым проявлением всех чувств исполнителя. Именно в танце виден реальный характер человека, его качества. Танцующих людей много и для каждого из них танец — что-то своё. Для одних — это способ заработать деньги на корпоративной вечеринке или празднике, для других – всего лишь хобби, для третьих – способ самовыражения и просветительская деятельность. Искусство, деньги и время — для исполнителей и зрителей эти понятия совершенно разные.

За свою педагогическую карьеру я воспитала уже 3 потока учеников. В класс приходят разные люди и у всех разные цели и возможности, физические данные. Удивительно, но занятие индийским танцем раскрывает потенциал каждого, а порой и в корне меняет человека, его взгляды и мировоззрение. Индийский танец для обучающегося как бездонная бочка, из которой черпаешь знания, а их с каждым разом становится всё больше и больше. Индийский танец можно изучать всю жизнь и всегда он будет казаться неизвестностью, загадкой. «Чем больше узнаёшь, тем больше кажется, что ничего не знаешь» – так говорят преданные искусству ученики.

Я выделяю несколько категорий — уровней исполнителей. 

Ожидание и реальность

Таких горе-исполнителей часто можно встретить в любом ресторанном заведении, они видны везде и всюду, в любой посредственной концертной программе, на любых подмостках, на множестве сайтах и форумах. К сожалению, именно они зачастую и являются воспитателями зрителя в индийском танцевальном направлении. Как правило, такие «танцоры» понятия не имеют о правилах, существующих в хореографии, музыке, о том, какой костюм к какому танцевальному направлению принадлежит, какие украшения следует носить, какой грим необходим для танца и т. п. Одним словом, «слышим звон, да не знаем где он». 

Заблудившиеся

Таким исполнителям просто – напросто не повезло с учителями, которые так же не смыслят в танце, как и первая категория, которые не имеют хореографических навыков, педагогических и специальных знаний, необходимых для создания зрелища на сцене, полноценного и верного образования своих воспитанников. В этом случае можно только посочувствовать как ученикам, так и учителям. «Идём все вместе туда, не знаем куда».

Любители

Любителей во всём мире — очень много. Это люди, в определённой мере интересующиеся инородной культурой в силу своей занятости и своих потребностей. Такой контингент танцоров находится или в постоянных разъездах по конкурсам и мастер-классам, находящийся в постоянном поиске чего-то своего, как говорится «с миру по нитке». Для многих участников этой категории танец является хорошим хобби. Часть любителей, как правило, обучаются у компетентных педагогов, носителей культуры. Не каждый любитель достигает высот танцевального мастерства.

Профессионалы

Это люди, сделавшие танец своей профессией. Профессионалами можно называть людей с качественной техникой исполнения, с выработанным индивидуальным стилем или, иначе, имеющих персональный почерк сценического мастерства в определённом направлении танца. В Индии существуют государственные вузы по всем хореографическим направлениям, где наряду с танцем изучается своя нотная грамота, игра на музыкальных инструментах, пение, ораторское искусство, драма, история театра и костюма, грим и проч. Не все учащиеся таких вузов становятся великолепными исполнителями. Конечно же, многие находят себя в музыке, дизайне, становятся хорошими хореографами…

В России стать профессионалом можно, если проходить обучение у профессионалов. Индийский танец очень традиционен. Нужно воспитать себя в этих традициях, пропитаться ими, понять изнутри образ жизни и мышления индийского человека и только тогда ваш танец станет действительно индийским, а не жалкой и смешной пародией. И, естественно, добиться всего этого за короткий срок просто нереально нам, людям, живущим в другом климате, с другим мировоззрением и религиозными взглядами, другими моральными ценностями и образом жизни. Индийский танец, как никакой другой богат выразительностью и лексикой, возможно поэтому, наши исполнители тянутся именно к нему, чтобы сказать зрителям то, что люди не слышат в голосовых обращениях. 

Идеальность исполнения, чистота техники, правильная геометрия, эмоциональная выразительность приобретается благодаря трудолюбию самого танцора, практике и постоянному развитию в своём стиле, грамотному преподаванию и конечно главным фактором является время. Хороший исполнитель подобен плоду, который можно вкушать созревшим, иначе он будет несъедобен, зрители станут покидать зал и оставлять неприятные отзывы о программе. Понимая это, профессионалы постоянно работают над качеством своего мастерства и, соответственно, ценят время и деньги, потраченные в огромном количестве на обучение и внешний облик, на приближение к идеальному исполнению. Стоит обучение у профессионалов недёшево.

Людям приятно слушать гармоничную музыку, вкушать лакомства гастрономии, одеваться в идеально сшитую одежду… Танец является таким же продуктом, который должен смотреться с наслаждением, проникать в глубину человеческого сердца, затрагивать эмоциональные струнки зрителя. Истинный профессионал – человек богатый знаниями, обладающий мудростью, творец, художник.

В мире существует притча о Пабло Пикассо, которая очень ярко отражает труд профессионалов в любой сфере деятельности:

Пикассо ужинал в одном из ресторанов, и к нему подошла женщина. Она его узнала и попросила нарисовать что-нибудь прямо сейчас, в ресторане. Пикассо взял карандаш, салфетку и сделал набросок городского пейзажа. Когда женщина протянула руку в надежде получить рисунок, художник сказал: «он стоит десять тысяч долларов!» «Но вы потратили на это десять минут!» — возразила женщина. «Я потратил на это 50 лет!» — сказал художник.

Теперь хотелось бы обратить внимание концертных агентов, театральных менеджеров, людей, которые имеют отношение к шоу-бизнесу или хотят пригласить танцора на праздник, преподнося его искусство как подарок гостям. Почему за качественную еду, одежду, жильё, транспорт, музыку, вокал вы всегда готовы платить достойную цену, а за танец профессионала нет? Язык тела и чувств – это высокое эстетическое искусство, которое говорит о культурных ценностях нации.

Елена Гришина

Корзина