Катхак

Говоря про индийские танцы, первое, что приходит в голову — это танцы из болливудских фильмов. Как и у нас есть танцы на дискотеках, а полная противоположность ему — балет, также и в Индии есть танцы из кино, а есть классические индийские танцы. При этом для различных регионов характерны свои виды классического танца. Так в южной Индии распространен стиль бхаратнатьям, на востоке — одисси, а на севере — катхак. Есть и другие стили индийских танцев, признанные классическими, но рассмотрим подробно именно северный стиль катхак.

Катхак, как и другие индийские танцы, изначально это храмовый танец. Слово катхак означает «рассказчик», то есть посредством танца рассказывался древний эпос, вызывая у зрителей высокие чувства. При этом, в отличие от других стилей, которые были и остаются чисто индуистскими, катхак, будучи распространенным на территории завоеванной сначала делийским султаном, затем великими моголами, впитал в себя также и мусульманскую традицию. Таким образом, исполнение катхака не ограничивалось индуистскими храмами, но перешло во дворцы мусульманских правителей Индии, а затем получило признание во времена английской колонизации. К сожалению, не сохранилось большого количества документальных источников, катхак в первую очередь существовал как устная, практическая традиция, передаваемая от учителя к ученику. Современная, известная нам сейчас форма катхака стала развиваться в первой трети двадцатого века.

В катхаке наиболее известны три основные школы (гхараны) Лакхнау, Джайпур, Бенарес. Названия этих гхаран соответствуют именам городов, где они получили развитие или откуда родом были их основатели. Школа Лакхнау – это сочетание плавных, мягких движений рук, и четкого ритма, отбиваемого ногами. Она удивительно соединяет в себе индуистскую традицию в виде формы танца Ласья (в нём преобладает женский, лирический характер, нежность и чувственность исполнения) и мусульманскую придворную традицию Индии. Существенное внимание уделяется передаче эмоциональной наполняемости через язык мимики. Школа Джайпур наиболее знаменита сложными пируэтами, высокой скоростью исполнения и уделяется большое внимание ритмическим узорам многочисленных гхунгру — колокольчиков, которые танцоры катхака одевают на щиколотки. 

Ключевой формой Джайпур гхараны является Тандава – это танец, полный стихийной страсти, воинственности, мощи и мужской энергии, а также особое внимание уделяется иллюстрации эпических событий или мифологических историй. Школа Бенарес известна тем, что во время танца практически не используются звуки табла, а только специальные танцевальные слова, танец очень литературен, а исполнитель отражает в хореографии текст песни. Школа индийского и восточного танца «Саргам» следует гхаране Лакхнау.

Начиная изучать катхак, понимаешь, что перед тобой открывается не просто танец, а целый океан многогранных знаний об индийском искусстве. Как и все индийские танцевальные стили, катхак берет начало из древнеиндийского трактата «Натья Шастра», в котором описывался не только танец, но все виды драматического искусства: музыка, движения, пантомима, пение, речь. Поэтому катхак представляет собой комплексное искусство, его изучение не может останавливаться на овладении только движениями, а идет дальше, включая понимание системы индийской музыки, устное проговаривание танцевальной композиции и глубокие теоретические знания.

Первый музыкальный термин, с которым сталкивается ученик в катхаке, это таал — метрическое повторение ударов, цикличный ритм. Таал символизирует собой пульсирующую вселенную, смену дня и ночи, времен года, получившее отражение в музыке. Он должен проникнуть в сердце и тело ученика, чтобы стать основой будущего танца. В танце зритель должен видеть общность музыкантов и танцоров, которая достигается благодаря особой единой музыкальной системе. Таким внутренним языком служит пархант, когда танцевальную композицию можно не только изобразить в движении, но и показать на пальцах рук, проговорить с помощью специальных слов болов.

Существует и ряд танцевальных терминов: Таткар (буквально означает удары ног, это ритмические дроби, которые танцор отбивает ступнями в разных скоростях); Тукра (небольшая простая танцевальная композиция), Тихай, Тора, Лари, Паран…

Особенностью катхака является, с одной стороны, его выверенная традиционность, сочетающая в себе как индуистскую, так и мусульманскую культуру. А с другой стороны, катхак является лишь канвой, в которой каждый исполнитель может нарисовать произведение, выражающее именно его сущность. Согласно древнеиндийским трактатам, танец является формой йоги, то есть является путем к просветлению, а для танцора, погруженного в движение, танец представляет собой медитацию. Но вне зависимости, готовы вы так глубоко посвятить себя изучению индийского искусства катхак во всех культурных аспектах или просто увлечены чарующе плавным, но в то же время четким и ритмичным танцем, школа «Саргам» под руководством Елены Гришиной поможет вам сделать шаги на этом пути.

Автор — Елена Семянистая

 

Литература:

Shovana Narayan, Kathak, New Delhi, 2004

Рыжакова С.И. Индийский танец — искусство преображения. Москва, 2004

Корзина